Аэропорт

Международный аэропорт Ханты-Мансийск - АО «Юграавиа»

В конце 1934 года известному полярному летчику Н.И. Целибееву на самолете АИР-6 было поручено произвести полет с посадкой в Остяко-Вогульске в связи с подготовкой к открытию первых северных трасс вдоль рек Обь и Иртыш.

На тот момент у Остяко-Вогульска (старое название Ханты-Мансийска) уже существовал Самаровский аэропорт Главного Управления Северного Морского пути.

Примерно через месяц (по сообщению ТАСС) был выполнен первый рейсовый полет по новой линии Тюмень-Обдорск, проходящий через Самарово.

19.12.1935 года совершен авиарейс Тюмень-Остяко-Вогульск.

27.10.1950 года в соответствии с Указом Президиума Верховного совета РСФСР районный центр Ханты-Мансийск преобразован в г.Ханты-Мансийск, с включением в черту города села Самарово.

04.12.1956 года Аэропорт Самарово был переименован в аэропорт «Ханты-Мансийск». Открытие нефтяных и газовых месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе, их освоение требовало внести существенные коррективы в развитии воздушного транспорта округа.

В 1967 году было принято решение о строительстве в Ханты-Мансийске, в нагорной её части, нового аэропорта.

В 1973 году аэропорт «Ханты-Мансийск» был принят в эксплуатацию.

В начале 90-х годов Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа принимается решение о реконструкции аэропорта.

В феврале 1994 года в связи с реорганизацией авиапредприятия в городе Ханты-Мансийске создается АО «Юграавиа», которое выполняет все необходимые функции по обеспечению деятельности и эксплуатации международного аэропорта «Ханты-Мансийск», являясь, управляющей компанией аэропорта.

Сфера деятельности АО «Юграавиа»

  • полный комплекс наземного аэропортового и коммерческого обслуживания воздушных судов;
  • аэродромное обеспечение полетов;
  • обслуживание внутренних и международных перевозок: прием и отправка пассажиров, грузов;
  • техническое обслуживание ВС;
  • эксплуатация, обслуживание и ремонт объектов аэропорта;
  • обеспечение эксплуатантов воздушных судов горюче-смазочными материалами;
  • обеспечение транспортной безопасности, защита объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
  • противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов;
  • оказание комплекса услуг пассажирам, в том числе по гостиничному размещению и трансферту, общественному питанию;
  • услуги таможенного склада временного хранения.

Режим работы аэропорта – круглосуточный.

Основные характеристики аэродрома

Искусственная взлётно-посадочная полоса (ИВПП) введена в эксплуатацию в 1997 году.

Размеры ИВПП – 2800х45 м, (с укрепленными обочинами ширина – 60 м), покрытие асфальтобетон, классификационное число – РСN 38/F/B/X/T.

Типы принимаемых воздушных судов: Ту-214, Ту-204, Ту-154, Ту-134, Ил-76, Ил-18, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан26, Ан-30, Ан-32, Ан-74, Ан-148, АТR-42, АТR-72, MD-82/83, В-737, В-757-200, B-737-MAX8, А-319, А-320, А-321, (Embraer ERJ) _EMB-170/175, EMB-190/195, ЕМВ-120, SAAB-2000, CRJ-100/200, «Гольфстрим IV, V SP» Як-42, Як-40, Cessna Caravan, L-410, RRJ-95B и классом ниже. Вертолёты всех типов. Днём и ночью, круглый год.

На аэродроме имеются:

  • РД-А, РД-В шириной 22,5 м., покрытие асфальтобетонное, РСN 38/F/B/X/T
  • Пассажирский перрон (17 стоянок)
  • Грузовой перрон (2 стоянки)

Места стоянок пригодны для размещения, и обслуживания всех принимаемых типов воздушных судов, оборудованы электропитанием, частично – стационарными средствами запуска.

На аэродроме установлен светосигнальная система ОВИ-1 с огнями ВПП кругового обзора, системой визуальной индикации глиссады РАРI (угол наклона глиссады 3,0 град.), линейные огни приближения с обоих курсов посадки протяженностью по 900 метров.

Аэродром оборудован инструментальной системой посадки СП-90 с обоих курсов, системами приводов - ОСП, системой DVOR/DME, обзорным радиолокатором ОРЛ.

Метеообеспечение производится с использованием аэродромной метеорологической станции Гис-метео МитраСканЭкс.

Общая информация об аэродроме. Скачать...

Техническое оснащение производства и его соответствие нормативным требованиям

Для содержания аэродрома и обслуживания воздушных судов, обеспечения полетов, АО «Юграавиа» располагает необходимым комплексом специальных машин и оборудования, в том числе, ведущих зарубежных производителей (снегоуборочная и другая аэродромная техника, авиационные топливозаправщики, автотрапы, перронные автобусы, средства электропитания и запуска, предупреждения и удаления обледенения ВС, технического и коммерческого обслуживания ВС, пожарные машины и аварийно-спасательная техника и др).

С 2001 год функционирует новый аэровокзальный комплекс оригинального архитектурного облика, пропускной способностью 300 пассажиров в час (с международным сектором), оснащенный современными техническими средствами – телескопическими трапами, эскалаторами, лифтами, средствами досмотра, обработки багажа, информационными и охранными системами, средствами связи и т.д., для обеспечения высокотехнологичного производственного процесса и качественного обслуживания пассажиров.

Технологические процессы, связанные с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасностью, сертифицированы в соответствии с законодательством РФ в области гражданской авиации

Аэродром Ханты-Мансийск сертифицирован Управлением аэропортовой деятельностью Федерального агентства воздушного транспорта – Сертификат № АД 00240 от 30.12.2021г. действителен до 30.12.2026г.

Курсы посадки МК- 238/58 град. допущены к приему воздушных судов по минимуму I категории ИКАО.

Стабильная работа аэропорта, высокая регулярность полетов базируется не только на мощной и постоянно развивающейся технической базе, но и на профессиональной подготовке, технологической дисциплине, производственном опыте персонала предприятия – 500 человек высококвалифицированных специалистов гражданской авиации различных профессий.

Развитие аэропорта

В 2004 году в аэропорту открыт постоянный воздушный грузопассажирский пункт пропуска через Государственную границу Российской федерации с залом официальных лиц и делегаций.

2007 год запомнился прилетом в аэропорт Ханты-Мансийск пилотажной группы «Русские Витязи» во главе с командиром гвардии полковником Игорем Валентиновичем Ткаченко. Выступление группы произвело неизгладимые впечатления на жителей и гостей города.

В 2008 году в аэропорту введена в строй хостовая система регистрации пассажиров на базе системы «Астра», позволяющая авиапассажирам пользоваться электронными билетами.

В декабре 2008 года начата реконструкция аэропорта, включающая на первом этапе проведение работ по расширению пассажирского перрона, строительству вертодрома.

В 2008 и в 2010 годах аэропорт Ханты-Мансийск дважды принимал воздушные суда с Президентом Российской Федерации.

В сентябре - октябре 2010 года проведена большая работ по приему и отправке большого количества участников Всемирной шахматной олимпиады.

В марте 2011 года в г. Ханты-Мансийске проводился чемпионат мира по биатлону. Аэропорт Ханты-Мансийск на высоком уровне обеспечил прием и отправку спортсменов и гостей чемпионата.

В 2003 году аэропорт «Ханты-Мансийск» по итогам конкурса 2002 года «Лучший аэропорт стран СНГ», проводимого Ассоциацией «Аэропорт» Гражданской авиации, членом которой он является, стал победителем в номинации «Интенсивно развивающийся аэропорт СНГ».

Высокий уровень развития нефтегазовой отрасли, транспорта, постоянно расширяющиеся спортивные и культурные связи, рост населения и его доходов в Ханты-Мансийском автономном округе, вселяют уверенность, что международный аэропорт города Ханты-Мансийск будет и в дальнейшем динамично развиваться для удовлетворения потребностей в авиаперевозках населения Югорской земли.

Добро пожаловать в наш аэропорт!