Аэропорт
Об аэропорте Вакансии Устав, реквизиты Руководство Раскрытие информации Ведущие службы Закупки Дополнительно Культурно-массовые мероприятия Приаэродромная территория Система добровольных сообщений

Аэропорт

Международный аэропорт Ханты-Мансийск - АО «Юграавиа»

В конце 1934 года известному полярному летчику Н.И. Целибееву на самолете АИР-6 было поручено произвести полет с посадкой в Остяко-Вогульске в связи с подготовкой к открытию первых северных трасс вдоль рек Обь и Иртыш.

На тот момент у Остяко-Вогульска (старое название Ханты-Мансийска) уже существовал Самаровский аэропорт Главного Управления Северного Морского пути.

Примерно через месяц (по сообщению ТАСС) был выполнен первый рейсовый полет по новой линии Тюмень-Обдорск, проходящий через Самарово.

19.12.1935 года совершен авиарейс Тюмень-Остяко-Вогульск.

27.10.1950 года в соответствии с Указом Президиума Верховного совета РСФСР районный центр Ханты-Мансийск преобразован в г.Ханты-Мансийск, с включением в черту города села Самарово.

04.12.1956 года Аэропорт Самарово был переименован в аэропорт «Ханты-Мансийск». Открытие нефтяных и газовых месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе, их освоение требовало внести существенные коррективы в развитии воздушного транспорта округа.

В 1967 году было принято решение о строительстве в Ханты-Мансийске, в нагорной её части, нового аэропорта.

В 1973 году аэропорт «Ханты-Мансийск» был принят в эксплуатацию.

В начале 90-х годов Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа принимается решение о реконструкции аэропорта.

В феврале 1994 года в связи с реорганизацией авиапредприятия в городе Ханты-Мансийске создается АО «Юграавиа», которое выполняет все необходимые функции по обеспечению деятельности и эксплуатации международного аэропорта «Ханты-Мансийск», являясь, управляющей компанией аэропорта.

Сфера деятельности АО «Юграавиа»

  • полный комплекс наземного аэропортового и коммерческого обслуживания воздушных судов;
  • аэродромное обеспечение полетов;
  • обслуживание внутренних и международных перевозок: прием и отправка пассажиров, грузов;
  • эксплуатация, обслуживание и ремонт объектов аэропорта;
  • обеспечение эксплуатантов воздушных судов горюче-смазочными материалами;
  • обеспечение транспортной безопасности, защита объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
  • противопожарное и аварийно-спасательное обеспечение полетов;
  • оказание комплекса услуг пассажирам, в том числе по гостиничному размещению и трансферту, общественному питанию.

Режим работы аэропорта – круглосуточный.

Основные характеристики аэродрома

Аэродром «Ханты-Мансийск» эксплуатируется на основании сертификата соответствия выданного Федеральным агентством воздушного транспорта.

По своим физическим характеристикам относится к аэродрому класса «Б», период работы «Круглосуточно». Вид аэродрома гражданский. Цифровое обозначение ИВПП 06/24, длинна ИВПП 2800 м., ширина 45м. Покрытие асфальтобетон. PCN 38/F/B/X/T.

Типы принимаемые воздушных судов: Ан-2; Ан-12; Ан-24; Ан-26; Ан-30; Ан-74; Ан-148; Ил-18; Ил-76 ТД; Ту-134; Ту-154; Ту-204; Ту-214; Як-40; Як-42; RRJ-95; L-410; В-737; В-737-8MAX, В-757-200; А-319; А-320; А-321; MD-82; MD-83; ATR-42; ATR-72; SAAB-2000; CRJ-100/200; Embraer-120 (EMB-120); Gulfstream-IV SP; Gulfstream-V SP; Cessna 208 Caravan; Embraer ERJ 190/195 и его модификации; Embraer ERJ 170/175 и их модификации, вертолеты всех типов.

На аэродроме имеются:

  • РД–А, РД–В, шириной 22.5м., покрытие асфальтобетонное, PCN 38/F/B/X/T

  • Пассажирский перрон (17 стоянок)

  • Грузовой перрон (2 стоянки)

Места стоянок пригодны для размещения, и обслуживания всех принимаемых типов воздушных судов, оборудованы электропитанием, частично – стационарными средствами запуска.

На аэродроме установлена светосигнальная система ОВИ-1 с огнями ВПП кругового обзора, системой визуальной индикации глиссады РАРI, линейные огни приближения с обеих курсов посадки протяженностью 900 м.

Аэродром оборудован посадочными системами: ЛККС/GBAS (ЛККС-А-2000); РМС (СП-90) - ВПП-06, РМС (ILS 2700/DME/NL 2700) - ВПП-24; РМА/РМД (DVOR2000/DME2000); ОСП (АРМ150МА, МРМ-97МА) - 2 напр.

Метеорологическое обеспечение полетов на аэродроме Ханты-Мансийск осуществляет авиационный метеорологический центр Ханты-Мансийск Филиала Севера Сибири ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

Техническое оснащение производства и его соответствие нормативным требованиям

Для содержания аэродрома и обслуживания воздушных судов, обеспечения полетов, АО «Юграавиа» располагает необходимым комплексом специальных машин и оборудования, в том числе, ведущих зарубежных производителей (снегоуборочная и другая аэродромная техника, авиационные топливозаправщики, автотрапы, перронные автобусы, средства электропитания и запуска, предупреждения и удаления обледенения ВС, технического и коммерческого обслуживания ВС, пожарные машины и аварийно-спасательная техника и др).

С 2001 год функционирует новый аэровокзальный комплекс оригинального архитектурного облика, пропускной способностью 300 пассажиров в час (с международным сектором), оснащенный современными техническими средствами – телескопическими трапами, эскалаторами, лифтами, средствами досмотра, обработки багажа, информационными и охранными системами, средствами связи и т.д., для обеспечения высокотехнологичного производственного процесса и качественного обслуживания пассажиров.

Технологические процессы, связанные с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасностью, сертифицированы в соответствии с законодательством РФ в области гражданской авиации

Аэродром Ханты-Мансийск сертифицирован Управлением аэропортовой деятельностью Федерального агентства воздушного транспорта – Сертификат № АД 00240 от 30.12.2021г. действителен до 30.12.2026г.

Курсы посадки МК- 238/58 град. допущены к приему воздушных судов по минимуму I категории ИКАО.

Стабильная работа аэропорта, высокая регулярность полетов базируется не только на мощной и постоянно развивающейся технической базе, но и на профессиональной подготовке, технологической дисциплине, производственном опыте персонала предприятия – 500 человек высококвалифицированных специалистов гражданской авиации различных профессий.

Развитие аэропорта

В 2004 году в аэропорту открыт постоянный воздушный грузопассажирский пункт пропуска через Государственную границу Российской федерации с залом официальных лиц и делегаций.

2007 год запомнился прилетом в аэропорт Ханты-Мансийск пилотажной группы «Русские Витязи» во главе с командиром гвардии полковником Игорем Валентиновичем Ткаченко. Выступление группы произвело неизгладимые впечатления на жителей и гостей города.

В 2008 году в аэропорту введена в строй хостовая система регистрации пассажиров на базе системы «Астра», позволяющая авиапассажирам пользоваться электронными билетами.

В декабре 2008 года начата реконструкция аэропорта, включающая на первом этапе проведение работ по расширению пассажирского перрона, строительству вертодрома.

В 2008 и в 2010 годах аэропорт Ханты-Мансийск дважды принимал воздушные суда с Президентом Российской Федерации.

В сентябре - октябре 2010 года проведена большая работ по приему и отправке большого количества участников Всемирной шахматной олимпиады.

В марте 2011 года в г. Ханты-Мансийске проводился чемпионат мира по биатлону. Аэропорт Ханты-Мансийск на высоком уровне обеспечил прием и отправку спортсменов и гостей чемпионата.

В 2003 году аэропорт «Ханты-Мансийск» по итогам конкурса 2002 года «Лучший аэропорт стран СНГ», проводимого Ассоциацией «Аэропорт» Гражданской авиации, членом которой он является, стал победителем в номинации «Интенсивно развивающийся аэропорт СНГ».

Высокий уровень развития нефтегазовой отрасли, транспорта, постоянно расширяющиеся спортивные и культурные связи, рост населения и его доходов в Ханты-Мансийском автономном округе, вселяют уверенность, что международный аэропорт города Ханты-Мансийск будет и в дальнейшем динамично развиваться для удовлетворения потребностей в авиаперевозках населения Югорской земли.

Добро пожаловать в наш аэропорт!